главные впечатления, много букв, спойлерноЯ старалась не заглядывать в прохождения, опасаясь спойлеров, хотя временами трудно было принимать решения - фактически вслепую, как на балу у Селины, однако в целом не прогадала. Финальная сцена заставила мою челюсть упасть на пол.
Игра и без того способствует развитию паранойи, там постоянно кого-то в чем-то подозреваешь. Например, Блэкволл с самого начала вызывал подозрения, так как постоянно палился в мелочах («Где ты был во время Мора? - В Ферелдене».); насчет Коула тебя беспрерывно предупреждают, но это были скорее обманки для отвлечения внимания, а настоящий убийца - дворецкий, все как в классическом детективе. У меня и мыслей никаких о нем не было. Подумаешь, ботаник какой-то.
Обычно прохожу не только Драгонагу, а и другие РПГ два раза - сначала магом, потом рогом и на более сложном уровне, и тут второй раз проходить интересно еще и потому, что иначе воспринимаешь все, что говорит Солас. Теперь постоянно таскаю его с собой и прислушиваюсь к его словам. Бывает забавно, особенно в разговорах с Вивьен и Кассандрой. Да и на всю Вселенную Драгон Эйдж начинаешь смотреть иначе.
На одном из форумов изумленный юзер возопил: «Так что же это получается, Солас - Создатель?» А ведь с точки зрения андрастианцев это действительно так.
Создатель - тот, кто заточил Древних богов в бездне (о запертых на небесах Церковь скромно умалчивает). Однако сам он не воссел на троне, а слинял куда-то, хихикать и обнимать себя самого, так что Корифей, похоже, не врет, утверждая, что, когда они пришли в Золотой град, там было пусто и все загажено. Загажено - потому что перед этим шла война богов.
Захотелось перечитать кодексы, а также, возможно, кое-что из той макулатуры, которой во имя маркетинга обросла игра, потому что наконец-то начинает выстраиваться система.
Потому что раньше эльфы со своими богами были как не пришей кобыле хвост. У меня к ним было отношение, как у Морриган: фигня, выдумка. Древние боги - они настоящие, кто сомневается, пусть спросит у Архидемона, Андрасте тоже настоящая, у нее даже дети были, с Создателем сложнее, но так или иначе, кто-то ведь создал мир. А эльфийские боги где? К чему их вообще приплетать было, да еще так подробно и часто о них рассказывать? О том, чего нет, что никак себя не проявляет? Ну и Флемет еще, тоже мутная, из серии «автор еще не придумал, как это объяснить».
Кроме того, в эльфах-долийцах меня всегда колол их кочевой образ жизни. Такого не бывает, земледельческие народы (а раз строили города, значит - земледельцы) не становятся кочевниками, наоборот бывает, а так - нет. Можно сказать, что драконов тоже не бывает, это игра и т.п., но ведь и Орлей, и Ферелден изображены как общества позднего средневековья из нашей истории: структура, связи, отношения заимствуются по умолчанию, даже если об этом не упоминается в Кодексе. Мы, к примеру, можем предполагать, что крестьяне платят феодалу-землевладельцу оброк деньгами или продуктами, но не являются его личной собственностью. Или что при начале войны крупные феодалы обязаны являться со своим войском, а мелкие - хотя бы со своей лошадью. Эту общественную систему не нарушает даже магия: скорее всего, именно так поступали бы с магами в то время в реальности. Круг - очень средневековое явление, на мой взгляд.
Единственное, что грубо противоречит исторической истине, - это слишком высокое положение женщин, но это понятно и простительно разработчикам.
Так вот, а с кочевыми эльфами вышла полная лажа. Нет такому аналогов в нашей истории. Евреи и цыгане не считаются, евреи вообще не кочевали, они вынужденно переселялись, с цыганами - совершенно особый случай, но они все равно не ведут систему хозяйствования, свойственную кочевникам, т.е. не разводят скот для пропитания. Долийцы даже не столько скотоводы, сколько охотники, а это совсем уж низкое падение по эволюционной лестнице. Представим, что римляне после падения Рима стали кататься по Европе в кибитках и промышлять оленей, цитируя при этом Цицерона и «Записки о галльской войне».
Эльфинажи и рабство более логичны: завоеванное население скорее всего осядет в городах и будет подвергаться эксплуатации. Однако тут снова прокол: судьба большинства побежденных народов - растворение в этносе завоевателя. Проигравшие сами к этому яростно стремятся, потому что единственный выход из убожества для них - это стать частью народа-господина, отказавшись от своей нации и культуры. Городские эльфы от культуры отказались, а в людях не растворились за тысячу лет. Может, дело в том, что полукровки рождаются редко? На все три игры мы встречаем только одного полуэльфа - Фейнриэля, а смешанных браков я что-то не припомню, хотя эльфийки должны бы вовсю пользоваться этими социальными лифтами.
Короче говоря, если эльфинажи можно с оговорками принять, то долийцы - это крайне неудачная выдумка, если только нет каких-то еще сопутствующих обстоятельств, о которых я не знаю, потому что канон, что называется, не знала, да забыла.
Уже когда написала, пошла шариться по фандомным дневникам и нашла тут очень важное замечание, точнее, важные вопросы. Действительно, древние эльфы наверняка были отнюдь не однородным обществом, возможно, существовало даже несколько эльфийских цивилизаций, которые и воевали между собой (об этих войнах говорит Морриган, напившись из источника: мол, элювианы из-за этого закрыли). Долийцы, возможно, сохраняют тот уклад, который у них был со времен Арлатана, они и тогда не жили в городах, а охотились, и, вероятно, прочие эльфы на них смотрели свысока, а к вершинам арлатанской культуры они были непричастны. Это как если бы из всего человечества выжили одни чукчи или австралийские аборигены. Поэтому и помнят "осколки осколков", поэтому так бесят Соласа )
Возвращаясь к Соласу и его речам: он постоянно противопоставляет истинных и ложных богов на том основании, что истинному богу нет нужды доказывать свою сущность, чем постоянно занимается Корифей. Истинные боги крайне редко вмешиваются в человеческую жизнь, а если это делают, то точечно и крайне аккуратно. Например, Флемет, спасающая Серых Стражей и Хоука, или сам Солас, который учит Инквизитора закрывать разрывы и дарит ему Скайхолд. Собственно, это все, что он делает, в остальное время просто болтаясь поблизости, но эти его подарки - решающие.
Флемет, впрочем, отличается от него некоторой склонностью к понтам и спецэффектам, но все же она практически всю жизнь прожила в облике старухи в хижине на болотах, накапливая силу для Морриган.
Да и в андрастианстве Создателю совершенно наплевать на людей. Есть дело до людей только всяким маньякам вроде Корифея. Впрочем, Солас, пробудившись и обозрев Тедас в походах с Инквизитором, вроде как проникся некоторым сочувствием к человечеству, но не факт, что его это сподвигнет на какие-то поступки кроме тех, что он уже совершил, поддерживая власть Инквизитора, от которой страждущим все-таки становится легче.
Да, именно так и влияют на события истинные боги - не прямо, а через людей, поддерживая устремления тех, кто хочет того же, чего хотят они. Для них важна свобода воли - тема, насчет которой Солас постоянно дискутирует с кунари, и даже не склонная к особым церемониям Флемет с укором напоминает Морриган о том, что «душу» нельзя запихнуть в человека силой. А Корифей, напротив, ломает волю об колено, управляет, подчиняет, гипнотизирует и т.д.
О романах. Для меня это самая асексуальная игра из всей трилогии, потому что, с одной стороны, ни на кого не стоит, кроме разве что Жозефины, и то скорее всего из-за антиванского акцента, а с другой - все персонажи интересны сами по себе, без всякой романтики. По привычке поначалу пыталась что-то там слэшить, когда первый раз играла магом - «ельфiйською шльондрою», у него был роман с Железным Быком, скучный и унылый, несмотря на БДСМ. У Быка действительно слишком уж технический подход.
Второй раз играю эльфийкой, и она, естественно, мутит с Соласом, но только для того, чтобы вытащить из него побольше информации. Думаю, зря. Вряд ли на романсе можно извлечь из него что-то дополнительное, чего не вытащишь на максимуме дружбы. Т.е. надо было с ним дружить, а романсить или никого, или Жозефину. Но третий раз проходить вряд ли буду, слишком уж большая игра, временами утомительная, особенно для меня, которой нужно залезть в каждую дырку и выполнить каждый квест.