Когда смотрела итальянскую "Жизель", меня поразила не только волшебная Карла Фраччи, но и вилисы - они здесь реально СТРАШНЫЕ, нигде таких не видела. "Настоящие зомби, - подумала я. - Постой-ка, а они ведь действительно по большому счету зомби и есть. А их королева - получается, как Майкл Джексон из "Триллера"... и дальше мозг заработал сам собой, и в итоге выдал современную молодежную хоррор-адаптацию балета. Вертится в голове и вертится, солью-ка ее сюда, чтобы не мне одной страдать.
Не виноватая я, оно само.Акт I. Действие происходит возле сельского клюба на Слобожанщине (вообще-то оно может происходить и на Оклахомщине, и на Севильщине. но я пишу о том, что знаю). Возле клюба - киоск-кафешка, который держат мама с дочкой, и дочка эта - Жизель.
К ней ходит Альберт, сын местного олигарха, но, конечно, не выдает себя и одевается по местной моде - в камуфляжные штаны и черную футболку со зловещим принтом. Я не Станиславский, так что предыстории не будет, но как-то они познакомились, и теперь он к ней шастает.
(Да, и музыку тоже надо как-то аранжировать.)
Его флирт с Жизель замечает ее жених Ганя и напрыгивает на Альберта, но тот его передавливает чисто на понтах. Чтобы взять реванш и чем-то себя утешить, Ганя тырит у Альберта айфон. Не удержавшись, лезет смотреть фоточки и так узнает, кто такой на самом деле Альберт. (Фотки можно проецировать на экран на заднике, и вообще там всякие атмосферные или разъясняющие картины показывать, будет совсем как видеоклип.) Но сразу разоблачать его Ганя не кидается - это ж придется признаться в краже, и он ждет подходящего момента.
Ну, далi в клюбi любi танцi, дискотека, йе-йе. (Я вот думаю: можно ли передать танцем речевые различия? Сын олигарха говорит на чистом русском языке, значит, танцует в классической советской манере. Сельские парубки та дивчата говорят на суржике, значит, у них эдакий грязный контемпорари. Альберт, притворяясь селюком, пытается им подражать, но выходит как в ранних опытах Рудольфа в современном танце, т.е. классическая школа все равно видна.)
Мама Жизельки чует своим материнским сердцем, что с парнем что-то не так, и пытается ее от Альберта оттащить - возможно, даже не так нежно, как в традиционных постановках, возможно, что и батогом. Чтобы спасти девушку от агрессии матери и домогательств Гани, Альберт решает официально попросить ее руки. Молодежь требует, чтобы он проставился по этому поводу ("Ти чужий, ти кацап, чого ти до нашоï дiвчини ходиш, а ну давай могорича".) Альберт идет за бухлом - и вовремя.
Потому что из-за кустов выезжает рояль - ломается машина у родителей невесты Альберта, которые ехали мимо этого села в свой особняк в мальовничому куточку слобожанской Швейцарии (они, конечно, тоже олигархи). Пока челядь чинит машину, они, с охранниками, горничными, няньками младших детей, присаживаются в этом кафе, ведь больше негде, водичку пьют. Невеста Альберта Матильда, девушка добрая и не чванливая, знакомится с Жизель. Они болтают о шмотках, мальчиках (каждая хвастается своим женихом), о танцах. Жизель показывает местные па. Деревенская молодежь, естественно, глазеет на гостей, в том числе и Ганя. Он узнает девушку с фотографий в айфоне, находит контакт с ее именем (которым она представилась Жизель) в телефоне, и в голове его зреет некий план. Но поскольку он тормоз, его план зреет довольно медленно.
Но вот машину починили, гости уезжают, возвращается Альберт с двумя сумками казенки. Пьянка, йе-йе, танцы-обжиманцы, веселье, и тут Ганю осеняет. Он снимает парочку краденым айфоном и отправляет фотку с пояснительной запиской Матильде. А поскольку их свадьба - дело не столько личное, сколько вопрос слияния финансовых потоков, то кортеж разворачивается на трассе и мчится обратно в село. (Это тоже можно на экране показать.)
Тем временем Ганя, потрясая айфоном, начинает сеанс разоблачения. Альберт все отрицает, однако подъезжают машины с Матильдой и ее родней; следуют грязные разборки. Альберт от растерянности поначалу ведет себя не очень хорошо, но когда у Жизель начинает ехать крыша, он говорит: "В жопу невесту и финансовые потоки, я твой". Однако уже поздно, она умирает у него на руках.
Наверное, бросается в глаза, что я всячески пытаюсь отмазать Альберта, но если он будет таким гондоном, как в традиционных постановках, то мне вообще про него неинтересно. Рудольф решил эту проблему по-своему: у него Альбрехт просто дурачок, и что с него взять, - ну а я по-своему.
Акт II, поскольку он сказочный, в принципе можно не переделывать, но я буду, чтоб страшнее было. Нужно, во-первых, объяснить, почему могила Жизель оказалась в лесу. Дело в том, что на хуторах до сих пор хоронят своих прямо на участке, где-то в неудобьях, и места это обычно уединенные, могут быть и на границе с лесом. Допустим, Жизель похоронили на семейном кладбище у бабушки на хуторе.
Вот, и Ганя приходит на могилку пить самогон на абрикосовых косточках и плакать, но, спугнутый зомби-вилисами, прячется в кустах, уверенный, что у него белка. Вилисы выглядят именно как зомби и пляшут соответственно, что в сочетании с той нежнейшей музыкой даст особенно душераздирающий эффект. Жизель-то не подгнила еще, но когда королева вилис ее поднимает, она именно вылезает из могилы - как в фильме "Ворон" с Бренданом Ли, вся в земле. Думаю, это можно на сцене реализовать.
Ну, затем приходит Альберт с бутылкой виски и, ладно, лилиями, бухать и плакать. Жизель выходит к нему, но ненадолго - ее отгоняет королева вилис. Тогда Альберт набрасывается на королеву и отбирает у нее ту магическую фигню, которой она повелевает вилисами, и опять призывает Жизель. Она ему говорит: "Зря ты это сделал." - "Почему?" - "А вот, смотри".
На сцене появляется гонимый вилисами Ганя. Они его затанцовывают до смерти и сбрасывают в одну из могилок. Затем берутся за Альберта (в фильме 1979 г., который с баварским балетом и Линн Сеймур, Рудольф прелестно отыгрывает этот момент: "Меня-то за что? Я же няша и нечаянно".) И вот во всех интерпретациях (ну, из тех, о которых я знаю) в этот момент Жизель пытается его защитить. А у меня нет. Он бросается к ней, умоляя о помощи, но внезапно она сама начинает его затанцовывать похлеще того кордебалета, те только так, следят, чтобы не сбежал. Ну то есть начинается это как лирический дуэт о любви с темами из первого акта: "А помнишь, изменник коварный, как я доверялась тебе?" - но потом становится ясно, что она делает.
И Альберт падает замертво, и тогда Жизель берет те магические фигни, поднимает его, уже ставшего зомби, и вместе они опускаются в ее могилу, как на брачное ложе.
_______
Ну, и уж совсем современной эта интерпретация будет, если Жизель сделать мальчиком Тогда, скажем, понятнее будет, зачем мамаша его оттаскивает от Альберта, а тот проставляется не ради помолвки, а чтобы унять приступы спонтанной гомофобии местного населения, и последующая пьянка превращается в праздник толерантности. Гане тогде тоже придется пол поменять, и вилисы будут разнополые.
Новые грани упороса
Когда смотрела итальянскую "Жизель", меня поразила не только волшебная Карла Фраччи, но и вилисы - они здесь реально СТРАШНЫЕ, нигде таких не видела. "Настоящие зомби, - подумала я. - Постой-ка, а они ведь действительно по большому счету зомби и есть. А их королева - получается, как Майкл Джексон из "Триллера"... и дальше мозг заработал сам собой, и в итоге выдал современную молодежную хоррор-адаптацию балета. Вертится в голове и вертится, солью-ка ее сюда, чтобы не мне одной страдать.
Не виноватая я, оно само.
Не виноватая я, оно само.