Это биография выдающегося военачальника и ярчайшей личности, Луи де Бурбона, принца Конде, прозванного Великим. Наконец-то я собралась ее пересказать, чтобы все узнали, как он был хорош, и это мягко говоря. Пересказывать буду долго и подробно, выкладывать кусочками.
читать дальше- Эпиграф к книге взят из «Солдатского катехизиса« 1644 года издания:
Вопрос: Что вы скажете о доблести и храбрости?
Ответ: Я скажу, что это самые благородные и героические добродетели, благодаря которым некоторые люди отличаются от всех других настолько же, насколько все люди отличаются от животных.
- Род Конде происходит от Людовика Святого по прямой линии, а титул «первый принц крови» они получили от Генриха IV, т.к. до рождения его сына Генрих Конде, отец нашего, был первым наследником трона (вот Бог-то уберег Францию).
- Старший в роду Конде с тех пор называется просто «Принц» или «Господин Принц», а его старший сын, герцог Энгиенский, - «Господин Герцог». Так назывался и наш Конде первые двадцать пять лет своей жизни. (Для удобства буду называть его просто К., как у Кафки).
- К. родился 7 сентября 1621 года, а был крещен полной церемонией только в 1626 году, что было обычно в то время. Крестным отцом был Людовик XIII, который дал ему свое имя.
- На церемонии крещения К. был роскошно одет в голубое с серебром, а после состоялся торжественный обед, где он принимал поздравления от разных делегаций с выдержкой, которая во взрослом возрасте ему часто изменяла. Отец его тоже присутствовал, но, как сказано в источниках, «держался в тени».
- Вообще, вся церемония и празднества были крайне пышными, потому что Конде-старший только что был назначен губернатором Бургундии и Берри.
- Тут были и процессии, пешие и конные, и пьесы, и «Те Деум», и просто удивительно, как все это вынес четырехлетний ребенок.
- Конде-старший был не очень-то нежным отцом, однако придавал большое значение воспитанию и образованию. Как и многие главы благородных семейств в то время, он смотрел на младших членов фамилии как на свои инструменты. И чем они умнее и способнее, тем большего влияния он сможет добиться через них.
- Правда, не сказать, чтобы у Конде-старшего было так уж много амбиций. Главной его страстью было обогащение и стремление отхватить самые прибыльные посты у Гизов, Вандомов и Суассонов.
- На этом фон Конде-старший прямо-таки блистал своей жадностью, бездарностью и угодничеством.
- Воевать он не умел, а к тому же был страшен собой. А еще - Эвелин Годли об этом не пишет, но пишут другие, а я узнала благодаря Reinette - он был отпетый содомит.
- И вот такому человеку досталась одна из прекраснейших женщин Франции.
- История их женитьбы известна благодаря Таллеману де Рео. Мария Медичи затеяла балет, и среди исполнительниц была 15-летняя Шарлотта-Маргарита де Монморанси. На репетиции балета ее увидел Генрих IV и немедленно воспылал.
- Шарлотта была помолвлена с Бассомпьером, но он-то как раз был вполне по женщинам, да и вообще обладал таким характером, что вряд ли бы позволил трахать свою жену даже королю. А вот Конде-старший всегда был готов услужить.
- Мадам де Моттвиль писала, что муж сделал Шарлотту счастливой всего два раза в жизни: когда женился на ней и дал ей свой высокий ранг и когда умер, оставив ей огромное наследство.
- В семейной жизни Конде-старший, при всем своем безразличии к жене, был тираном, и Шарлотта ему полностью подчинялась. Когда при Людовике XIII он впал в немилость и был заключен в Венсенский замок, она последовала за ним.
- Видимо, от скуки Конде-старший наконец начал с ней спать, и здесь, в заключении, родились четверо их первых детей: три мальчика, умерших во младенчестве, и Анна-Женевьева, будущая мадам де Лонгвиль.
- К. был пятым, родился в Париже уже после того, как его отец вышел на свободу.
- В раннем детстве К. был очень слаб, боялись, что он не выживет, а посему были приняты разумные меры: его услали из Парижа в замок Монтрон в Берри и поручили заботам трех женщин из буржуазии (а не дворянкам, как было принято), и эти тетки, по всей видимости, спасли ему жизнь.
- В раннем детстве он был ужасно непослушным и подчинялся только своему отцу. И тот часто прибегал ко всякого рода наказаниям. Зато быстро поняли, что мальчик далеко не глуп и лучший способ управлять им - занять его ум.
- В возрасте 8 лет отец определил его в колледж Святой Марии в Бурже (это тоже в Берри). Свидания с родными были редкими, мать к нему вообще особо не подпускали. Как губернатор провинции, Конде-старший часто наезжал в Бурж и никогда не упускал случая узнать, как успехи у сына.
- Конде-старший сам экзаменовал его, читал его сочинения, приказывал танцевать перед ним. Последнее, по словам секретаря, папаша особенно любил.
- Впервые К. провел хоть какое-то время с сестрой и братом осенью 1632 года, когда его мать умоляла Ришелье помиловать своего брата, знаменитого Монморанси - и напрасно. Этот первый урок политики К. запомнил на всю жизнь и никогда не простил Ришелье.
- Вообще-то тот факт, что первый принц крови обучается в колледже, был неслыханным для того времени, но общественное мнение восприняло это одобрительно.
- Однако юный К. не жил в колледже, как другие дети, а занимал лучший дворец Буржа, знаменитый Пале Жак-Кер, построенный в 15 в.
- Его хозяйством заведовал гувернер Буффетьер. Хозяйство включало врача, аптекаря и 15-20 слуг. Были конюшни, роскошные выезды и все, как полагается.
- Два специально отобранных иезуита (одного из них звали отец Пеллетье) курировали его учебу.
- Учился К. хорошо, а еще часто участвовал во всяких представлениях. Первым была латинская драма «Освобожденный Гиацинт», в которой он играл в возрасте 9 лет. Обычно представления давали в актовом зале колледжа, но весть о том, что в нем примет участие К., собрала такую огромную аудиторию, что спектакль пришлось перенести в холл Пале Жак-Кер.
- Успех был оглушительный, еще и потому, что в детстве К. был хорошенький, да и его прекрасные волосы мыли тогда часто.
- Его коронной была главная роль в трагедии «Мученик Астеон».
- В колледже он изучал риторику, философию, математику и другие науки. Экзамены проводились раз в месяц в классе и раз в год на публике.
- Конде-старший был требовательным не только к сыну, но и к его учителям, так что они были вынуждены «просить о милосердии». Ранние письма К. к отцу написаны на латыни.
- Летом 1635 года К. выдержал очень жесткий финальный экзамен по всем предметам. Экзамен был публичный, включал диспут с оппонентами, и К. показал себя с лучшей стороны. Что-что, а спорить он умел всю жизнь.
- Как бы там ни было, такая система обучения была довольно тяжелой для ребенка слабого здоровья, и мозг его развивался за счет тела и нервов. Экзамен так истощил К., что его услали в Монтрон отдыхать.
- Но даже там ему сильно расслабляться не давали, так что отец Пеллетье забеспокоился и начал ругаться по этому поводу с гувернером Буффетьером: мол, мальчику чаще надо отдыхать, а то помрет.
- К., которому тогда было 14, в свою очередь¸ стал возмущаться, что его учителя обращаются с ним как с лакеем. Когда Конде-старший узнал об этом, он понял, что сыну пора дать больше самостоятельности.
- К. покинул Бурж в январе 1636 года. Автор считает, что учеба в колледже дала ему не столько знания (хотя читать он всю жизнь любил), сколько моральных кодекс, потому что потом даже его враги подчеркивали, что его нельзя назвать безнравственным человеком.
- Следующей ступенью обучения стала Королевская академия в Париже, но сначала он должен был посетить некоторые города в Берри и Бургундии и представлять отца на разных церемониях.
- Королевская академия была в первую очередь военным заведением. Важное место среди ее предметов занимали фехтование и верховая езда. Но кроме того, преподавали древнюю и современную историю. К. писал отцу, что особенно тщательно изучает жизнеописания великих полководцев, чтобы «стать тем, кем вы меня хотите видеть».
- Режим тут был не такой строгий, как в Бурже, вместо экзаменов устраивались поединки и состязания, и К. один раз выиграл лошадь.
- Уже тогда он проявил себя лидером, возле которого сложился круг молодых людей. Среди них был герцог Немур (старший брат того, которого застрелил Бофор; этот умер в 1641 году от тифа), братья Анри и Филибер Грамоны (Анри назывался граф де Тулонжон), а также Таванн, Фиеск, Сенесе - все они потом воевали в его ранних кампаниях с такой же, как у него, безрассудной отвагой, и почти все погибли рано, но это среди друзей К. обычное дело.
- В то время на него большое влияние стала оказывать сестра, которую тогда звали м-ль де Бурбон и которая уже стала предметом всеобщего обожания. И, разумеется, мать. Принцесса Конде была связана с отелем Рамбуйе и прециозницами.
- Но в Париже К. не жил с ними в Отеле Конде, а жил как раз при академии, потому что отец по-прежнему препятствовал его общению с другими членами семьи, т.к. хотел, чтобы сын слушался только его.
- Например, однажды принцесса Конде тайком сообщила сыну, что заберет его из академии, чтобы он посмотрел пьесу в Отеле Конде, в которой будет участвовать его сестра и другие прециозницы. Отец Пеллетье решил, что это лишнее, и наврал юному принцу, что человек, который должен был его сопровождать, внезапно заболел. А без сопровождения идти нельзя. И К. пьесу так и не увидел.
- Но притворство - это игра, в которую могут играть многие. «Мы, принцы, все обманщики», - говорил Карл Лотарингский. К. не был исключением. Он слал отцу письма, в которых клялся повиноваться, а сам при малейшей возможности поступал по-своему.
- В итоге отец Пеллетье добился лишь того, что Анна-Женевьева его возненавидела.
- Это был вопрос времени, когда К. столкнется с Ришелье. В 1636 году кардинал был на вершине могущества, и Конде-старший был его самым преданным слугой. Так что по прибытии в Париж сразу после короля К. отправился в Пале-Кардиналь.
- Брак К. с м-ль де Брезе, племянницей кардинала, был задуман еще в 1633 году, когда жениху и невесте было 12 и 4 года. Но у м-ль де Брезе были и другие претенденты на руку, например, старший сын герцога де ла Тремуя, и Ришелье не начинал переговоры, пока не посмотрел на К. лично. Увиденное его удовлетворило.
- Ришелье не мог не разглядеть в этом 16-летнем юноше неординарную личность, и, разумеется, пожелал, чтобы К. служил его целям. И уже через несколько месяцев после этой встречи Конде-старший попросил у маршала де Брезе руки его дочери для своего сына.
- От К. не ждали особого сопротивления, но Ришелье на смертном одре признавался, что никто не доставил ему столько беспокойства, как К., даже заговорщики и болезни.
- Пьер Лене, доверенный секретарь Отеля Конде, писал, что эти первые годы после выпуска из Буржа были самыми счастливыми в жизни К., если не считать перспективы брака с м-ль де Брезе.
- Неизвестно, когда конкретно отец сообщил К. о намечающемся браке, но известно следующее: 1) Конде-старший не собирался принимать во внимание мнение сына на этот счет; 2) К. сразу же воспринял эту идею в штыки.
- Начать с того, что в свои 17 лет он вообще не хотел жениться, а тем более связывать интересы своей семьи с интересами Ришелье, которого, как мы помним, ненавидел с детства.
- Тем не менее в своих крайне льстивых письмах кардиналу Конде-старший униженно благодарил его за оказанную честь и от имени сына, а также уверял, что К. в полном восторге от предстоящего брака. Впрочем, Ришелье этим не обманывался и не спускал с К. глаз.
- По окончании академии в 1638 году К. услали в Дижон как заместителя отца, а Пьер Лене тогда был там советником парламента Бургундии и часто и близко общался с К.
- По его словам, К. впадал в «смертельную тревогу» при одном упоминании о грядущем браке, и чем больше его убеждали, тем сильнее он сопротивлялся.
- Однажды на охоте он поделился с Лене отчаянным планом: сбежать от отца и кардинала в укрепленный город, например Доль, и оттуда просить милости у короля.
- Лене, у которого, по словам мадам де Севинье, ума было на четверых, не стал его поощрять, но потом говорил, что зря этого не сделал, учитывая, сколько горя принес этот брак.
- К. тогда полностью зависел от отца, у него было своих средств. Его заставили формально ухаживать за м-ль де Брезе, но он так нехотя это делал, что Ришелье всерьез забеспокоился.
- Он читал всю переписку жениха и невесты и в итоге пожаловался на К. его отцу, который только и мог призвать его к порядку.
- К. уже в то время славился свои «орлиным лицом», пренебрежением к моде и внешнему виду вообще. Тем не менее его харизма бросалась в глаза, и все были уверены в том, что он далеко пойдет, в том числе Ришелье.
- Он был худенький, но хорошо сложенный, подвижный и грациозный. Прекрасно танцевал и ездил верхом. Но особенно все, и друзья и враги, отмечали силу и ясность его ума. Если он хотел, он мог быть крайне очаровательным и убедительным. У него было отличное чувство юмора и острый язык.
- С такими качествами он весьма пришелся ко двору в Отеле Рамбуйе, и с некоторыми членами этого кружка он переписывался, пока был в Дижоне.
- Его никогда нельзя было назвать популярным, толпа его не обожала, но эта его харизма и энергия, его общепризнанная храбрость делали его прирожденным лидером. И когда он появился в Париже в 1640 году, все молодые дворяне из лучших семейств его таковым признали. Они следовали за ним, восхищались им, подражали ему.
- И Ришелье первым узнал, что контролировать этот «инструмент» стало уже очень трудно.
- Пока К. не было в Париже, его папаша сам ухаживал за м-ль де Брезе вместо него, а когда К. приехал, заставил его нанести ей визит. Принесли кресло, соответствующее его рангу, но Конде-старший сказал: «Твое место на табурете рядом с невестой». Не подчиниться К. не мог, но для него это было ужасным унижением.
- Что касается невесты, она вообще в то время мало понимала, что происходит, и думала только о том, как угодить старшим. Главной ее проблемой была застенчивость, которая являлась в том мире, куда ее занесло, смертным грехом.
- Принцесса Конде тоже была не в восторге от такой невесты для сына, но, как всегда, подчинялась мужу.
- Окончательная договоренность о свадьбе позволила Ришелье полностью взять К. под свою опеку, и первый его шаг был К. как раз на пользу. Ришелье убедил Конде-старшего отправить сына на войну. (Т.е. после многочисленных кнутов предъявил ему пряник.)
- В первую кампанию К. поехал волонтером, на тот участок фронта, который Ришелье считал самым важным - под Аррас.
- Командовал там старый маршал Мелльере. Вместе с принцем отправились помянутый выше Немур, маркиз де Жевре, Гаспар де Колиньи (будущий герцог де Шатийон) и прочие. В ближний круг К. сразу же вошел один из старших офицеров - Антуан де Грамон, тогда граф де Гиш.
- Эвелин Годли об этом не упоминает, но Дидье Годар пишет, что именно под Аррасом в 1640 году К. познакомился с Ла Мюссе, который на несколько лет стал его любовником.
- К нему также были приставлены три неформальных телохранителя, среди них юный гасконец граф де Шаваньяк, который писал, что это занятие всем троим очень понравилось.
- Осада Арраса длилась уже несколько недель, и французская армия голодала не меньше, чем осажденные в городе, потому что обозы захватывали испанцы. Офицеры ложились спать под генеральским столом, чтобы быть уверенными, что назавтра им найдется за ним место.
- Тем не менее К. чувствовал себя прекрасно, не вылезал из траншей, отказался от почетного караула возле своей палатки (ну понятно), лез в самые опасные места.
- Ришелье не преминул приставить к К. своего человека, некоего Мегрена, в чьи задачи, в частности, входило заставлять К. писать невесте.
- Во время этой осады волонтеры больше всего радовались, когда их посылали встречать и охранять конвой с провизией: потому что была высокая вероятность реальной стычки. Ну и естественно, К. в этих стычках отличился не раз.
- Во время таких вылазок ему приходилось спать на земле, часами не снимать доспехов, что изматывало его, субтильного, до того, что у него не оставалось сил самому писать письма и он их диктовал. Но он однозначно наслаждался каждым днем такого существования (с Ла Мюссе опять же).
- Его увлекали не только битвы, но и военная наука. Его письма полны карт, планов фортификаций и прочего, нарисованных собственноручно.
- После взятия Арраса он немедленно нарисовал план города и послал его отцу.
- Увы, падение Арраса лишь приблизило его свадьбу. Негативное отношение к ней К. привлекло всеобщее внимание даже в этот век политических браков. Старшая М-ль выразила общее мнение: «Господин Герцог согласился на этот брак очень неохотно и только потому, что боялся вызвать неудовольствие отца. Тот все время держал его в Дижоне, ничего ему не давал, в том числе никакой свободы».
- Конде-старший с Ришелье решили, что К. появится в Париже только перед самой свадьбой. Его хотели держать подальше от Отеля Конде «с его атмосферой культуры, романов и интриг», т.е. подальше от матери с сестрой.
- У К. не было влиятельных друзей, чтобы поддержать его сопротивление отцу и Ришелье. Пьер Лене убедил его, что если он сейчас поднимет бунт, то армии ему не видать, это уничтожит все его надежды на будущее. И приводил в пример другого Бурбона, графа де Суассона, который много потерял, отказавшись от подобного альянса.
- Так что К. ничего не оставалось, кроме как покориться судьбе, но с каждым днем он становился все печальнее. И это стало так бросаться в глаза, что Ришелье послал к нему своего агента, графа де Шавиньи, чтобы тот разобрался на месте.
- К. писал отцу: «Думаю, я должен сообщить вам, что вчера меня посетил г-н де Шавиньи, сказав, что у него ко мне важный разговор. По его словам, ходят слухи, что я против этого брака, что мне не нравится м-ль де Брезе и что у меня заметили печальный вид. Я ответил, что никогда еще не был таким радостным».
Продолжение следует.
Eveline Godley. THE GREAT CONDE
Это биография выдающегося военачальника и ярчайшей личности, Луи де Бурбона, принца Конде, прозванного Великим. Наконец-то я собралась ее пересказать, чтобы все узнали, как он был хорош, и это мягко говоря. Пересказывать буду долго и подробно, выкладывать кусочками.
читать дальше
Продолжение следует.
читать дальше
Продолжение следует.