У меня тут очередная попытка выучить французский: читаю "Три мушкетера" с параллельным переводом плюс учебник грамматики. С английским мне когда-то это очень помогло, а сейчас мозги уже явно не те, но зато нашла вот что:
То есть на самом деле Дюма говорит, что в своем воображении Портос перешел от представительниц "дворянства мантии" к представительницам "дворянства шпаги", а затем - к иностранным принцессам, т.е. к кому-то из Гизов, Гонзага или савойцев. (А когда я раньше читала "Трех мушкетеров", думала, что речь идет о какой-то заезжей княгине, из другого государства.) Следующим этапом фантазий Портоса должна была бы стать принцесса крови.
Но на самом деле, как мы помним, у него была прокурорша. Прокуроры тогда были самым мелким судейским чином, они всего лишь помогали парламентским советникам готовить доклады. С этой должности обычно начинали молодые люди без связей, а если кто-то в зрелом возрасте оставался прокурором, значит, никаких шансов подняться у него не было. Стало быть, в действительности Портос пребывал на одной из самых нижних ступенек амурной иерархии. Д'Артаньян со своей кабатчицей, конечно, находился еще ниже, но зато она была молода и красива.
Вообще, Дюма отлично чувствует и передает структуру иерархического общества, даже взять образ той лестницы, на которой толпятся мушкетеры в особняке Тревиля и устраивают потешные сражения за то, чтобы подняться по ней. Что касается иностранных принцесс, то тогда звездой светской хроники была Мария Гонзага. Чуть позже она крутила роман с Сен-Маром, который по рождению был много ниже ее, примерно как Портос. Сен-Мар требовал у Людовика званий и привилегий, чтобы таким образом сравняться с ней и жениться, но, как известно, кончилось все очень плохо. Вряд ли Дюма намекал конкретно на нее, я к тому, что у него ни одно слово не бывает случайным.
Портос и принцессы
nakedsword
| пятница, 05 апреля 2019