Штудирую заново Спенглера, книжку про Гизов, и вновь обнаруживаю то, что и раньше замечала: он вообще не шарит в военных вопросах, то есть не интересуется ими и часто делает в этой области ляпы. Так что надо все перепроверять. Например, прочла у него, что Клод де Гиз пришел на помощь родной Лотарингии, когда на нее напал союз протестантских немецких княжеств. И в битве при Люпстене Клод их разгромил. "Ничоси, - думаю, - какие агрессивные эти княжества когда-то были, чего это они". Лезу читать. И
На самом деле это была крестьянская война, про которую я даже в школе учила. Томас Мюнцер, вот это вот все. Энгельс про нее еще книжку написал. То есть широко известное историческое событие, крупнейшее крестьянское восстание после гуситских войн. Но Спенглер где-то наискось прочел, по-своему понял, а углубляться ему неинтересно. Так и не узнал, почему Клода прозвали Большим Мясником.
Удручает, конечно, что военная история неинтересна даже специалисту по Гизам (!), которые были в первую очередь военными и религиозными вождями, а не политиками, как политики они немного не того. Но Спенглер все-таки любит Гизов 17 века, его герой - это Луи д'Арманьяк, его финансовые и юридические аферы. А тут уже у меня мозг ломается. Вчера три раза перечитала со спецсловарями главу о наследстве графа д'Аркура, о том, как его изящно отделили от долгов. По ссылкам опять сходила. И ни хрена опять не поняла. Точнее, вроде бы поняла, но не въехала, почему другие так не делали. Впрочем, делали, но немногие. Это нужно, чтобы семья была очень большая и очень сплоченная, и чтобы суд был на их стороне. И все равно вопросы остались.
Ясно одно: Марсан был в полном подчинении у братьев, зависел от них во всем, и то, что он таки жениться надумал, а не в священники идти, - это наверное потому, что просто заебался. Но потом им жены помыкали, бедным.