Bichen went where? Bichen went THERE.
В цепкие ручонки попалось трехтомное издание "Мемуаров мадемуазель де Монпансье" в переводе на английский; можно скачать тут. С хрюканьем уволокла его в уголок, но радость несколько поугасла, когда я поняла, что перевод выполнен с сокращениями (например, там нет того небезызвестного эпизода, когда де Гиш пнул Месье на балу), да и без этого вряд ли бы удалось извлечь из них какую-то новую информацию о Филиппе, ибо, похоже, все, что она о нем писала, давно растащено по разным книжкам и растиражировано триста раз.
Тем не менее Мадемуазель - один из моих любимейших персонажей той эпохи, и удовольствие было в том, чтобы читать ее мемуары ради нее самой, особенно первый том, касающийся событий, начиная с ее детства и до завершения Фронды.
Дальше пересказываю то, что особенно зацепило в ее судьбе и характере.

Под катом - нереальное количество букв, я это писала неделю.

@темы: история, Шевалье, Месье, Мадемуазель

Комментарии
29.04.2016 в 20:39

Али4е, здорово, спасибо за этот пост!))) Очень понимаю, сколько сил-времени отнимает и перевод, и пересказ. И как охота поделиться и обсудить прочитанное.:friend:

Я, конечно, это всё по-французски читала. И хочется, конечно же, поболтать - обожаю Мадемуазель, больше всего - именно в первой части её Мемуаров. Потрясающая всё-таки женщина была!)))

Кстати, про Гастона я давно мылилась пост написать, прям руки чесались - как раз из-за этого эпизода, когда родная дочь металась по городу, а он её от себя отпихивал: ни в доме переночевать, ни вместе с ним и под защитой его людей выехать из Парижа... Ничего, никакой поддержки, лишь бы своя шкура цела была! Если не путаю, кажется, это де Рец про Гастона писал, что у него в итоге сложилась такая репутация, что о нём задавались вопросом не "предаст ли он", а "когда он предаст?". А во время Фронды принцев 12-летний Луи однажды не выдержал и тоже влепил дядюшке в лоб: вы, мол, дядя, уже решили, чью сторону принять - мою или принцев? Тот, конечно, заверил, что племянника-короля - и тут же перебежал в противоположный лагерь.

Вообще много чего хочу обсудить, поточить зубки! Только не прямо щас, дел много перед праздником.((( Но я в этот пост ещё обязательно загляну!
29.04.2016 в 21:13

Bichen went where? Bichen went THERE.
ReNne, я первый том читала с отвисшей челюстью: боже, да она еще круче, чем я думала! И в этой своей надменности, и в простодушии, и в решительности, и честности, и бесстрашии (как можно быть настолько непохожей на отца?), и как она умела всех поставить на место. При том же оставалась вполне такой девочкой-девочкой: платья, украшения, балы, женихи.
Гастон такой гнусный, просто эталонный мерзавец ) Да, это шокирует: и то, как он ее в Париже отвергал, и как потом травил. Но хорошо хотя бы то, что с такой репутацией у него шансов не было в борьбе с Мадемуазель: его никто не стал поддерживать. Конечно, лучше иметь дело с ней, она точно не кинет.

Заглядывайте, заглядывайте, я готова на эту тему болтать часами )
03.05.2016 в 13:03

Ух, какой интересный пост. Как минимум первый том про Мадемуазель-феминистку точно нужно прочитать )

"Когда я узнал, что вы заболели оспой, я обрадовался тому, что теперь вы будете рябая (это ответ на гранату, наверное)". - "А я мечтала, чтобы вы не вышли из тюрьмы и вообще желала вам всяческого зла".
Какая романтика )))

Филиппа это страшно бесило, он обижался, скандалил, требовал уважительного отношения к себе, но каждый, кто имеет брата/сестру, знает, что порой просто невозможно удержаться
Я где-то читала, что он именно поэтому был таким фанатом этикета - Людовик мог над ним издеваться как хотел, но все-таки обязан был оказывать ему все почести согласно этикету.
03.05.2016 в 13:16

Bichen went where? Bichen went THERE.
julia.pendleton, Первый, да и второй тоже можно, только, конечно, на французском и без сокращений, раз у вас есть возможность.

Какая романтика )))
Я теперь шипперю Конде/Мадемуазель ). Господи, ну почему он не избавился от своей жены, она же еще и с приветом была, мать ее вообще сумасшедшая, и детей таких же рожала. Понятно, что он с адьютантами утешался, но как же политика, как же род? Грустно.

именно поэтому был таким фанатом этикета
Возможно. Я, кстати, думаю, что этот презрительный тон у Людовика перенял де Гиш, а затем Генриетта. Ну, король ржет над братцем, почему им нельзя.
03.05.2016 в 13:30

julia.pendleton, Али4е, да, первый том потрясающе интересно читать! Да и второй тоже, хотя там ближе к концу уже вовсю Лозен. Я всё время боролась с искушением Лозена проматывать. Но честно читала всё подряд!:-D

А вот про этикет... Давно хотела сформулировать, даже пост мылилась написать, а после перегорела как-то. У меня тоже ощущение, что Луи это спецом делал. Да ещё оч и оч избирательно! Он никогда не обижал, не унижал и не подкалывал Филиппа, что называется, при широкой публике - толпа народу, церемонии, то-сё... Но всё, что я читала об этом, показывает, во-первых, их детское соперничество - обычное такое, какое между братьями и бывает. Второе - всё-таки на самом деле нетипичное детство в королевской семье, Фронда эта, нужда, драные простыни и тд; отсюда такие близкие отношения, настоящая братская любовь. И третье - привет от скотины Гастона Орлеанского! Дядюшка и тут нагадил. Луи всю жизнь боялся, как бы история не повторилась, хотя и должен был лучше всех понимать, что братик Филипп - отнюдь не Гастон. Но ничего, наверно, не мог с собой поделать, это инстинктом изнутри вылезало. И в итоге - подчёркнутое уважение на людях, но... Но вот именно среди своих, в самом-самом ближнем кругу - родные, министры его - все те, кто живут рядом и действуют активно в придворной жизни и в политике, те, кто могли бы при случае принять сторону Филиппа, если тому придёт в голову выступить против брата (как вечно было с Гастоном)... Вот именно эти люди ближнего круга должны были знать-понимать-наизусть затвердить, что смысла связываться с Филиппом нет - он для того слишком мелко плавает: рюшечки-бантики-наряды, ничего серьёзного, полагаться на Филиппа нельзя. Мне кажется, именно потому и шли все эти мелкие уколы, притом ещё более болезненные, что среди своих. И "подите, братик, мы тут государственными делами занимаемся!", и - как раз Мадемуазель было сказано: вот увидите, завтра Филипп притащится в тааааком длинном шлейфе, обрадовавшись поводу нацепить обновку по случаю траура... И много-много подобных шпилек. А всё это уколы по самолюбию и в пику достоинству Месьё и плюс рисуют в глазах важных для Луи людей очень чёткий образ его младшего брата.

А вот когда какие-то послы (нашла это в мемуарах одного дипломата) не выразили Филиппу положенного - шляпы не сняли, поклонились не так и тп., так Людовик их спецом вызвал к себе, отчитал и заставил явиться заново к Филиппу и все положенные дипломатические антраша проделать. Со шляпами, поклонами, подскоками.:tongue:
03.05.2016 в 13:53

Bichen went where? Bichen went THERE.
ReNne, их детское соперничество - обычное такое, какое между братьями и бывает
да, мне так тоже показалось, очень напомнило собственные отношения с сестрой )

всё-таки на самом деле нетипичное детство в королевской семье
И это тоже заметила. Тут еще и Анна, мне кажется, сыграла свою роль: поздние, по-настоящему любимые детки, которые ее фактически спасли от монастыря или чего похуже, она их искренне обожала и много ими занималась, как для королевы.

Гастоша сволочь )))

Людовик их спецом вызвал к себе, отчитал и заставил явиться заново к Филиппу и все положенные дипломатические антраша проделать.
ну хоть какое-то утешение)
03.05.2016 в 14:15

Али4е, да, похоже на то, только Гишу Филипп презрительный тон ведь прощал )

ReNne, очень интересная мысль.

На самом деле, меня больше всего в отношениях между братьями трогает то, что все считали Филиппа ни на что не способным ничтожеством, и только Людовик всю жизнь верил (пусть и инстинктивно), что потенциал в нем все-таки есть, и он может что-то такое выкинуть )))
03.05.2016 в 15:39

Bichen went where? Bichen went THERE.
julia.pendleton, только Людовик всю жизнь верил
да, это трогательно )))
03.05.2016 в 17:33

Али4е, матушка, конечно, уверена, что она была счастлива до безумия, родив наконец-то детей. Тем более что у неё ж до того, много лет назад, был выкидыш. А тут - один сын сначала, потом второй; в государстве праздник! Она на деток надышаться, небось, не могла. Но из старшего надо было короля растить, и его растили, а на младшеньком она оторвалась.:)

Гастоша сволочь ))) - патентованная!:lol:

julia.pendleton, julia.pendleton, меня больше всего в отношениях между братьями трогает то, что все считали Филиппа ни на что не способным ничтожеством, и только Людовик всю жизнь верил (пусть и инстинктивно), что потенциал в нем все-таки есть - а мне вот совершенно не кажется, что при жизни Филиппа считали "ничтожеством". Ну, не вижу я этого в документах эпохи! Его наклонности к красавцем-миньонам знали, видели - это да. Его любовь к нарядам-драгоценностям и прочей мишуре - да. Но, справедливости ради, Луи тож не в рубище ходил, и дворцы строил, и камни,тряпки покупал, и на любовниц швырял деньги и титулы. Филичка хотя бы бастардов от Лоррена уж никак родить не мог!:lol: А Луи наплодил деток ого сколько, в дедушку Наварского пошёл явно. И всем им выкраивал потом наследственные уделы. Филипп своими землями управлял? Да. Строительство Орлеанского канала закончил? Да, он до сих пор действует. Сен-Клу замечательно перестроил, и раньше завершил там работы, чем Луи в Версале. И воевал Филипп более чем нормально.))) А когда у него из-за опалы Лоррена с братом случилась крупная ссора с демонстративным отъездом в Виллер-Котре, вон как все вокруг зашебуршились: мол, что дальше бум? А вдруг снова гражданский раздор? И посланники иностранные письма своим государям строчили, и Луи объяснялся на эту тему - мы с братом в совершенном согласии, у нас всё хорошо... Не знаю, на "ничтожество" Филипп как-то не похож; не верится мне в это. Вот что он в итоге не был брату вечным соперником и угрозой трону, как был Гастон, это чистая правда.
Мне лично кажется, что версия "ничтожества", которое в женских тряпках всё время, мушках, слезах, истериках и обмороках, это идёт от авторов 19 века, с его лицемерием и ханжеством. А когда Филипп жил, к нему так не относились.

Что касается грубости Гиша и "презрительного тона", его и якобы Генриетты, то чёрт его знает? У нас сведений-то маловато. Конечно, в сердцах они наверняка ругались. Но вот у Мадемуазель есть, как Гиш себя паршиво вёл с собственной женой, например. Небольшой там эпизод, но он есть. А про Гиша и Филиппа пишет мадам де Лафайет, откуда у нас основная инфа про него и берётся. Но это ведь ангажированная вещь, она написана по заказу Генриетты, под её диктовку почти и под её редакцией. И можно быть железно уверенным в одном: там выгораживают прежде всего Генриетту и короля.
А я вот видела, как Генриетта с Филиппом вполне себе действовали сообща, как супругам и положено; например, в истории с дуэлью, когда Филипп заступался за участвовавших в ней дворян. И они вместе с женой писали её брату письма с просьбой принять и приютить у себя в Англии временно беднягу-дуэлянта. Они не всё время жили как кошка с собакой, имхо, и только и делали, что каждый со своими воздыхателями разбирались. И честно говоря, я думаю, что браку Филиппа с Генриеттой больше всего Людовик и мешал. Сначала откровенный флирт с невесткой, а позже - опала шевалье (в которой Филипп считал заинтересованной, что справедливо, Генриетту - и виноватой, а это, думаю, не совсем верно). И главное, король Генриетту использовал в государственных делах, а брата всё время от них отодвигал. Я думаю, Филипп очень сильно ревновал! И к тому, что она играет роль в политике, а ему всё запрещают; и к её влиянию на брата, к их отношениям. Эгоистично так - жена отнимала у него брата.
03.05.2016 в 18:08

Bichen went where? Bichen went THERE.
ReNne, Мне лично кажется, что версия "ничтожества", которое в женских тряпках всё время, мушках, слезах, истериках и обмороках, это идёт от авторов 19 века, с его лицемерием и ханжеством.
Я на это давно обратила внимания: что историки 19 века из него такого карикатурного гея в боа и перьях лепят, что поневоле начинаешь сомневаться.
И еще эта фраза у Сен-Симона: "Поговаривали, что он слегка румянился". Это все, что нам следует знать о макияже Месье. Филипп, размалеванный, как шлюха, - это плод больного воображения, а сколько раз уже я это видела в кино!
03.05.2016 в 18:51

Али4е, ReNne, так, я неправильно выразилась, кажется ) Я совсем не имела в виду "женские тряпки" и макияж. Я хотела сказать, что его считали человеком абсолютно не амбициозным, который не мечтал стать королем и в политику или на войну лез только из-за того, что Людовик изо всех сил пытался ему это запретить. Что совсем не противоречит тому, что те же воинские таланты у него были. Хотя может, я и неправа и Кознака начиталась )

в истории с дуэлью
А где про это можно почитать?
03.05.2016 в 19:16

Bichen went where? Bichen went THERE.
julia.pendleton, Коснак его точно таким считал ) Но он, конечно, был обижен до смерти.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail