Почитавши еще много всякого, прихожу к выводу, что Солуэй очень однобоко интерпретирует отношения Рудольфа и Эрика. По ней вообще выходит чуть ли не так, что Руди гонялся за ним годами, а тот лишь по врожденной интеллигентности ему уступал, хотя сам был практически натурал и до Руди имел романы с женщинами. Я утрирую, конечно, но все-таки похожее впечатление создается, если читать только ее.
читать дальшеОна не цитирует ни одного письма Эрика к Руди (сохранились только они), то ли она их не видела, то ли намеренно их игнорировала, потому что они не укладываются в ее концепцию. Далее, излагая события, она не то чтобы их искажает, нет, но дает вне контекста и упускает важные детали, которые есть, например, у Каваны и которые проливают на происходящее совсем иной свет.
Начать с того, что роман Эрика с Соней Аровой был чисто платоническим - по ее словам, и почему бы ей не верить, ведь он так естественно перерос в хорошую дружбу. С Толчиф у Эрика вообще ничего не было, она просто вешалась на него - вот как раз она-то и вешалась, а единственные прочные отношения до Руди у Эрика были с мужчиной, танцовщиком Реем Барра, с которым он жил в Америке. Ровные, спокойные отношения, как раз то, к чему Эрик всегда стремился: жить вместе, проводить вечера, фигурально выражаясь, у камина, за чтением и прослушиванием музыки, только вдвоем. Понятно, что Руди в этот идеал не попадал никак.
Или вот, например, как Солуэй описывает тот период, когда Эрик был в Австралии, а Руди к нему рвался. Снова выглядит так, будто Руди доставал Эрика своим вниманием и так достал, что тот наконец разрешил ему приехать, хотя этого совершенно не хотел, а когда Руди таки приехал, то все у них там было плохо.
Во-первых, Солуэй не дает контекст; чтобы понять, что происходило тогда, нужно вернуться, пожалуй, еще в 1962 год в Лондон, когда Эрика не взяли в Ковент-Гарден, а Руди взяли. Это немножко обидно было, наверное, да, тем более что у Эрика на тот момент не было контракта ни с одним театром. И Эрик уехал работать в Штутгарт, а когда Руди к нему туда явился, начался дурдом - рудимания была в разгаре. Эрик быстро слетел с катушек, отказался танцевать и уехал среди ночи, оставив довольно мерзкую записку. Но потом Руди его нашел и помирился с ним, и вот после этого уже Эрик уехал в Австралию.
И тогда становится понятнее, почему Эрик не хотел, чтобы он приезжал - а то будет, как в Штутгарте, но в то же время дико тосковал без него. Венцом всего этого пиздеца стал телефонный разговор, когда Эрик в очередной раз сказал "не приезжай", а потом написал письмо с примерно такой фразой: "Когда я говорю "не приезжай", это значит "приезжай и люби меня", а потом еще и послал совершенно истерическую телеграмму (я спешу, источника под рукой нет, но звучало примерно так: "ЖДУ ТЕБЯ МОЛЮСЬ ЧТОБЫ ТЫ ПРИЕХАЛ ЛЮБЛЮ". Естественно, Руди сел в самолет так быстро, как только смог. Солуэй пишет, что в Австралии у них было все плохо, ну и да, кто-то видел их там ссорящимися, но как раз после Австралии Эрик был реально готов все бросить и ездить за Руди по миру. Это был огромный компромисс с его стороны. Однако Руди не мог пойти на другой компромисс, который от него ожидался: прекратить свое блядство.
Вновь-таки Солуэй вырывает из контекста жалобы Эрика на то, что Руди его в буквальном смысле заебал, т.е. "достал своими сексуальными аппетитами". Действительно, когда после Австралии они вместе работали в Италии, Эрик нечто подобное ляпал при посвященных, но имел скорее в виду конкретную ситуацию: приходилось много работать, у него уже начались сильные боли в желудке, он уставал и страдал от своего перфекционизма, он нуждался в отдыхе и комфортинге, а Руди вел бурную светскую жизнь, остервенело ходил на блядки и комфортить его пытался только своим целительным хуем. Т.е. секс, ревность и ночная жизнь мешали Эрику сосредоточиться на работе, которую он считал важной и ответственной.
Собственно, я считаю, они молодцы, что сумели хорошо расстаться, а главное вовремя, ибо в Италии дошло уже до того, что они гонялись друг за другом с ножами, буквально. Руди довел Эрика до язвы, от которой тот потом чуть не умер, и от алкоголизма заодно. Однако сумел со всем справиться и словить второе дыхание. Это эталонные токсичные отношения, из которых, тем не менее, оба почерпнули много полезного. Больше, конечно, Рудик, но и Эрик тоже. Без Руди его карьера закончилась бы раньше, он точно не станцевал бы Хосе, да и много чего другого.
Да, а еще Солуэй, что на нее вообще-то не похоже, верит всему, что Эрик говорил журналистам и знакомым о Руди, а делать этого не стоит, потому что Эрик иногда говорил такое, что ему не верили даже журналисты. Вот с точностью до наоборот иногда говорил. Он был крайне сложный, излишне сложный, весь внутри себя перекрученный человек, не исключено, что пострадавший от инцеста со стороны матери, и когда читаешь то, что он вытворял, нужно об этом помнить.
@темы:
книги,
Rudolf Nureyev,
Diane Solway
Дона Хосе в "Кармен" Пети Эрик станцевал еще в 1960 году, до встречи с Рудольфом. И вряд ли стоит говорить о том, что Рудольф довел Эрика до язвы: по некоторым данным (приведенным в книге Александра Мейнерца об Эрике), желудочные боли у Эрика тоже начались еще до знакомства с Рудольфом.
А с ножами друг за другом Эрик и Рудольф гонялись не в Италии, а в Каннах, в 1961 году.
А кто их цитирует?
У меня в голове уже образуется каша из того, кто чего сказал, написал, на кого ссылается. Прям хоть конспектировать хронологию со сверкой показаний, как я это делал с в.кн. Дмитрием и Феликсом.
Это эталонные токсичные отношения, из которых, тем не менее, оба почерпнули много полезного. Больше, конечно, Рудик, но и Эрик тоже.
Я для себя до сих пор не могу нащупать базу характера-личности Эрика. Про него пишут много, но такими общими эпитетами, порой взаимоисключающими.
*Fifi*, я тоже буду делать хронологию, как с Моншеви делала, но там жеж источников было - раз, два и обчелся. А тут, с одной стороны, конечно, от жадности дыхание спирает, а с другой не знаешь, как все это проглотить.
Без Каваны никак, увы (
Я для себя до сих пор не могу нащупать базу характера-личности Эрика.
хедканончики
А к Солуэй надо относиться с оглядкой - по крайней мере, там, где речь идет об отношениях Рудольфа с Эриком.) Кое-где у нее появляются откровенные выдумки - например, рассказ о последней встрече Рудольфа с умирающим Эриком.
В июне 1961 Руди на Западе, без ничего, гол как сокол. Только парочка знакомых.
В августе - уже мутит с Марией
В сентябре едет с ней в Данию учиться к Эрику и Волковой
В октябре - приезжает в Эриком обратно в Париж, тусят у Сони и ее матери, продолжают заниматься.
В конец октября, самое позднее в начале ноября - у Марго в Лондоне.
Куда тогда провалился неудачный полугодовой контракт с труппой в Париже?
А тут, с одной стороны, конечно, от жадности дыхание спирает, а с другой не знаешь, как все это проглотить.
На Рутрекере, кстати, есть книги, которых не хватает на Флибусте. Я все еще топчусь на Солуэй, выдергивая кусочки из других источников, в сутках не хватает часов на чтение.
он интроверт со склонностью к сенсорным перегрузкам
читать дальше
Ой, тут я пока не помощник, я вообще думала, что из Дании Руди сразу поехал в Лондон; короче, это надо сидеть с книжкой и карандашом, и я обязательно сяду, как только перестану так полыхать
про Эрика
Мне, конечно, тоже остро не хватает матчасти и прямой речи, показаний самого Эрика.
Внутренние демоны есть, он далеко не плюшевый мишка и не девственник-ханжа. Деспотичная мама, раня самостоятельная жизнь, отношения и с мальчиками и с девочками. Но он все это глушит, переваривает в тишине и покое. У него есть этом интуитивный лоск благородства. Со всеми пассиями старается расставаться мирно и любезно. Очень не любит скандалы. Но когда бухает, то бухает. Но все равно, сохраняет базовый облик неординарного и знаменитого, но нормального миролюбивого мужика.
И тут на него пикирует бомба-Руди.
а по хронологии, может, общую таблицу сделать в гугл-доках, чтобы ее заполнять по мере переваривания матчасти?
Благополучно закончился в декабре 1961 года - к полному взаимному удовольствию и Рудольфа, и Раймундо де Ларрена.)
Я когда собирал инфу про Дмитрия, весь обложился такими табличками. Кто где в каких числах находился, со ссылками на того, кто это сказал, где, в каком контексте и на какой странице. А если показания свидетелей расходились (что случается сплошь и рядом), то записывал обе версии, с соответствующей пометкой "Возможно"
М-ль Люсиль,
Понятно ) Но странно, что контракт настолько свободный, позволял ему невозбранно мотаться по всей Европе по своим делам. А не быть на привязи к труппе все заявленное время, отрабатывая по Х спектаклей в неделю/месяц.