Bichen went where? Bichen went THERE.
Очень полезно оказалось просматривать мемуары кардинала Реца параллельно с книгой Годли, потому что имеются даже вопиющие расхождения - не в фактах, а в трактовках.
Как выяснилось, Рец совершенно не считал Конде неспособным к политике, и ничто в его поведении во время Парламентской Фронды коадьютора не шокировало. Наоборот, по мнению Реца, это парламент вел себя как стадо обезьян, был совершенно неуправляем и неспособен придерживаться договоренностей. Поэтому Конде сначала согласился на уговоры Реца выступить на стороне парламента, а потом передумал и осадил Париж. И Рец уверен, что он сделал это без всякого злого умысла.
цитата
Описывая заседания принцев с депутацией от парламента в Сен-Жермене, о которой речь шла в части 12 моего изложения, Рец ни словом не упоминает о том, что Конде кого-то там пугал или оскорблял. Говоря о последующих его визитах в парламент, он упоминает, правда, эпизод с "угрожающим жестом", но не придает ему особого значения.
То есть вполне возможно, что Годли весьма тенденциозна в этом плане. Наверное, ей необходимо было доказать, что военным не место в политике. То ли это было ее искреннее убеждение, то ли таков был заказ - неизвестно, однако ж в дальнейшем надо это иметь в виду и не верить безоговорочно ее оценкам Конде как политика.
На протяжении того драматического периода Рец был то союзником, то противником Конде, и чаще последнее, но при том восхищение его личностью звучит у него в каждом слове. Чтобы описать его, он прибегает к популярному в то время жанру "словесного портрета", который невозможно не процитировать:
читать дальше
У Реца есть еще несколько портретов важнейших участников событий: Гастоши, Буйона, Тюренна, Ларошфуко и пр. Анну Австрийскую он прямо-таки высек, как унтер-офицерскую вдову. Видимо, умела задеть его за живое.
Но что касается портрета Конде и вообще его личности и деятельности, Рец то и дело сравнивает его с Гизами. Сама обстановка тому способствовала, т.к. волнения в Париже живо всем напомнили времена Лиги, и Рец часто обращается к прошлому, анализирует его, чтобы не допустить в настоящем тех же ошибок. И таким образом постепенно проступает картина, какое же все-таки могучее воздействие оказали Гизы на чувствительные французские умы. Даже через сто лет после всех драматических событий, приведших к смене династии, слово "Гиз" обладало поистине магическим эффектом.
примеры
Ну и наконец животрепещущий вопрос кровосмешения в доме Конде.
читать дальше
Как выяснилось, Рец совершенно не считал Конде неспособным к политике, и ничто в его поведении во время Парламентской Фронды коадьютора не шокировало. Наоборот, по мнению Реца, это парламент вел себя как стадо обезьян, был совершенно неуправляем и неспособен придерживаться договоренностей. Поэтому Конде сначала согласился на уговоры Реца выступить на стороне парламента, а потом передумал и осадил Париж. И Рец уверен, что он сделал это без всякого злого умысла.
цитата
Описывая заседания принцев с депутацией от парламента в Сен-Жермене, о которой речь шла в части 12 моего изложения, Рец ни словом не упоминает о том, что Конде кого-то там пугал или оскорблял. Говоря о последующих его визитах в парламент, он упоминает, правда, эпизод с "угрожающим жестом", но не придает ему особого значения.
То есть вполне возможно, что Годли весьма тенденциозна в этом плане. Наверное, ей необходимо было доказать, что военным не место в политике. То ли это было ее искреннее убеждение, то ли таков был заказ - неизвестно, однако ж в дальнейшем надо это иметь в виду и не верить безоговорочно ее оценкам Конде как политика.
На протяжении того драматического периода Рец был то союзником, то противником Конде, и чаще последнее, но при том восхищение его личностью звучит у него в каждом слове. Чтобы описать его, он прибегает к популярному в то время жанру "словесного портрета", который невозможно не процитировать:
читать дальше
У Реца есть еще несколько портретов важнейших участников событий: Гастоши, Буйона, Тюренна, Ларошфуко и пр. Анну Австрийскую он прямо-таки высек, как унтер-офицерскую вдову. Видимо, умела задеть его за живое.
Но что касается портрета Конде и вообще его личности и деятельности, Рец то и дело сравнивает его с Гизами. Сама обстановка тому способствовала, т.к. волнения в Париже живо всем напомнили времена Лиги, и Рец часто обращается к прошлому, анализирует его, чтобы не допустить в настоящем тех же ошибок. И таким образом постепенно проступает картина, какое же все-таки могучее воздействие оказали Гизы на чувствительные французские умы. Даже через сто лет после всех драматических событий, приведших к смене династии, слово "Гиз" обладало поистине магическим эффектом.
примеры
Ну и наконец животрепещущий вопрос кровосмешения в доме Конде.
читать дальше
Насчет непоследовательности Конде и неспособности к политике: даже то, в чем он очень хорош, да просто талантлив - военное дело - кмк, выдает это с головой. Природа его таланта, эти знаменитые "вдохновения", "озарения", она кагбе это сказать - сиюминутна, здесь и сейчас. Планирование, насколько я понимаю, не было его сильной стороной. Где встретил противника, там и побил. А что пол армии положил - это фигня.
если Рец симпатизировал принцу
Он-то ему симпатизировал, но при этом всячески способствовал его аресту, а потом, перед битвой в Сент-Антуанском предместье, употребил все свое влияние на Гастошу, чтобы армию Конде не пустили в Париж, что должно было привести либо к его смерти, либо к плену. То есть у Реца совсем не слепая была любовь к нему )
Мне кажется, главная ошибка и Конде, и Реца (что он признает), и всех прочих была в том, что поначалу они крупно недооценили Мазарини. Сперва Конде вполне последовательно себя вел. Да, он передумал поддерживать парламент, но Рец считает, что у него на то были веские основания, а не одно только бурбонское высокомерие, как доказывает Годли. Он решает, что и разумнее, и достойнее будет поддержать королеву с кардиналом и вернуть им Париж, что он и выполняет, а затем начинает требовать себе за это награду. Все очень даже логично. Но тут раз! - и арест, чего Конде совершенно не ожидал.
И вот после заключения он и начинает метаться, потому что уже не чувствует под собой твердой почвы, ну так и Рец метался, при всем своем уме и последовательности, и тоже проиграл. Потому что Мазарини был им не по зубам.
Планирование, насколько я понимаю, не было его сильной стороной. Где встретил противника, там и побил.
Это когда у него была такая большая армия, что можно и положить, а если нет, как перед битвой при Лансе, то он проявлял чудеса стратегии и тактики, и такое умение держать себя в руках, каким он, по мнению многих, не обладал.
Короче говоря, ждали от него так много, что сколько бы он ни совершил, всем казалось мало.
Ну да - итальянский фигляр, как многие считали. А оно вона как оказалось.
ждали от него так много, что сколько бы он ни совершил, всем казалось мало.
Возможно, что и так.
злоба играла в нем ту же роль, какую малодушие в герцоге Орлеанском вот из такого затюканного младшего ребенка в семье и вырастают потом такие гниды,как Конти