читать дальшеНе могу перестать сравнивать Каннингема и Холлингхерста (вместо того чтобы работать).
У Каннингема литература в беспорядочном и запутанном мире играет предательскую роль. Обчитавшись книжек, люди верят, что и в жизни должна быть завязка, конфликт, кульминация и развязка, то есть смысл, а ничего этого нет: просто нелепое топтание на месте; более того, поставив на поиск смысла, люди проигрывают очень болезненно, это причиняет им горе. Они верят, что вот есть нечто, что можно назвать "целью", и ее можно добиться, приложив некоторые усилия, но ничего добиться нельзя, как бы ты ни старался, кроме очередной порции горя, смерти, одиночества, старости.
А Холлингхерст не зря цитирует Генри Джеймса: "Искусство творит жизнь: только благодаря ему мы смотрим на жизнь с интересом и видим в ней нечто важное; и я не знаю ничего, что обладало бы такой же силой и красотой". То есть да, в жизни нет ничего важного, интересного, сильного и красивого, и да, искусство наделяет ее всем этим, но никакой трагедии тут нет, это так и должно быть. Ник знает секрет: не надо ничего добиваться, ни места в парламенте, ни даже любовника. Все лучшее у него уже есть. Ну чем бы была эта связь с Лео, если бы не симфонический аккорд у него в голове? Обычной гейской случкой в кустах. И каким бы адским пиздецом стала бы связь с Уани, если бы Ник не видел в первую очередь его красоту, которой не уставал поклоняться? Ник ничего не ищет, ему сами все дают, просто за его способность любить, а когда мир показывает эту свою омерзительную сторону, от которой герои Каннингема мрут как мухи или бегают по стенам, Ник отнюдь не в шоке: да, такова природа бытия, и ты справляешься с ней до тех пор, пока внутри у тебя есть то, чем можно ее преобразовать в нечто иное. Творить жизнь.
Нет, таки придется Генри Джеймса читать, очень уж штырит от такой философии. Странно, что в универе его, кажется, не было в курсе зарубежки, я же вроде бы прилежненько училась.
@темы:
книги,
такое,
асибе