Bichen went where? Bichen went THERE.
Вчера решила пересмотреть фильм "Белые ночи" с Барышниковым (я его когда-то очень давно видела, и мне понравилось), а там вначале - "Юноша и смерть", очень сокращенный вариант, порезали постановку для кино, но все равно было интересно.
На Ютьюбе этот отрывок порезали еще сильнее, к тому же очень плохое качество, так что, если есть желание, лучше фильм качать и смотреть.

ролик

И, конечно, я сразу полезла пересматривать "Юношу и смерть" с Нуреевым, для сравнения:

ролик, качество норм

Чисто эстетически вариант Барышникова кажется мне лучше, и, кстати, стало понятно, что Баланчин имел в виду под "полным отсутствием сексуальных импульсов", и зачем это нужно. Такое ощущение, что перед тобой на стене висит картина, и ты ею любуешься, причем так, как будто вообще в первый раз видишь живопись. Эффект остранения
Но с Руди-то совсем другое. Ты сразу же втягиваешься внутрь, и дальше все происходит не с ним - с тобой, и от этого пробирает сильнее. Картина-то может и недорисованная, но в этом и прикол: жизнь всегда недорисованная картина.
Где-то я читала, что фандом может создать только внутренне незавершенное произведение, ну вот почему Гарри Поттер такой эффект имел, как раз из-за того, за что Роулинг ругают: концы с концами не связаны, а кроме того, сам этот процесс написания фактически на глазах у публики предполагал незавершенность. Или, к примеру, "Роки Хоррор шоу" стало культовым, потому что это, по большому счету, несколько номеров, кое-как связанных между собой подобием сюжета. А, ну и естественно, эти куски должны быть великолепного качества. (Вспомнила, кто это говорил: Умберто Эко. Не про Гарри Поттера, конечно, а про "Роки Хоррор".
Не в этом ли секрет рудимании? Как Виолетта Верди говорила про его выступления: "ощущение такое, что подглядываешь в замочную скважину чужой спальни". А потом дверь распахивается, и тебя словно бы приглашают внутрь.
Вот, и еще в "ЮиС" бросается в глаза разница в трактовке героя: у Барышникова такой умученный жизнью пролетарий, и девушку он отчетливо ждет с самого начала, только она может помочь в его исканиях. А Руди, как всегда, мечтательный юноша со взором горящим, чистый и невинный, весь порыв, весь томление по неведомому, он сам не знает, кого и чего ждет. Любопытно также, не вложил ли он в свою трактовку кое-что автобиографическое.

@темы: кино, видео, Михаил Барышников, Rudolf Nureyev, записки начинающего балетомана

Комментарии
04.09.2017 в 20:48

Вот да. Барышников прекрасен и чоток, как часы, с технической стороны. Но он холодный и отстраненный.
А у Руди на лбу написано: "Ты заходи, если шо"
04.09.2017 в 21:21

Bichen went where? Bichen went THERE.
А у Руди на лбу написано: "Ты заходи, если шо"
Когда снимали ЮиС, Ролан Пети сказал Руди, что он похож на Мерилин Монро ) Типа такой же секс-символ, только мужской.

А я щас только досмотрела "Белые ночи". Вообще-то классный фильм. Там Кировский кажут, Барышников играет хорошо, из Изабеллы Росселини вышла совершенно натуральная русская Даша, еще там Хелен Миррен, а еще совершенно шикарный гэбист, абсолютно не штампованный.
Баланчина поминают, потому что он уже помер, Нуреева нет, потому что он был еще жив на тот момент, но его имя то и дело повисает в воздухе. Кульминационная сцена, мне кажется, не без отсылок к его побегу.
А еще там такое забавное полупророчество, когда речь идет о спектакле памяти Баланчина и о реакции на эту идею министерства культуры. Мол, в России ничего не меняется никогда И подставь вместо Баланчина Нуреева - будет как раз про нынешнюю ситуацию.
04.09.2017 в 21:55

Али4е, не видел этот фильм, ничего не могу сказать по существу. Видел только одноименный ч/б с Жаном Маре. Это ремейк, или просто похожие названия?
04.09.2017 в 22:04

Bichen went where? Bichen went THERE.
Не, это совсем другое кино, не ремейк. Вот про него на Вики. Ну такое: когда захочется чего-то без напряга извилин и эмоций, но про балет, то можно посмотреть.

А щас я смотрю ту документалку про Эрика, которая у тебя сегодня была в дневнике, так там на 22.48 Эрик собственным ртом говорит: "Я часто провоцировал конфликты даже с самыми близкими мне людьми, даже с риском потерять их, лишь бы отношения не превращались в рутину". Вот нормально это? :D
Тихо свунюсь перед сном от его голоса )
25.09.2017 в 05:24

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
Али4е,
Мне кажется, Барышников точно не уступает Рудольфу в артистизме, но я согласна, что танцуют они совсем про разное. Для Барышникова это действительно прежде всего дуэт, для Нурева -соло. Нуреев как всегда рассказывает о себе, Барышников - о смерти. Для Барышникова танец это вообще всегда способ передать некую мысль посредством движения, он делает тело инструментом передачи этой мысли ( не оторванной от эмоции, но усложнённой ею). Нуреев не в той степени владеет своим телом, чтобы решать подобные задачи. Его танец - нечто более стихийное, эмоциональное, первобытное.

Про Эрика ещё хотела сказать) То, что он говорит, с психологической точки зрения свидетельствует в первую очередь о сильно развитой критичной рефлексивности. Какое огромное количество людей на самом деле делают именно это ( провоцируют конфликты с близкими), но не отдают себе в этом отчёта. При обвинении все будут отрицать. Эрик просто не боится и даже стремится себя уязвить ( и в психологическом, и в физическом смысле, между прочим)) Имхо это сродни уайльдовскому : "но каждый, кто на свете жил, любимых убивал". В смысле Уайльд тоже это пронзил, но в отличии от Эрика, сосредоточенного на себе, Уайльд будучи поэтом пронзил про всех))
25.09.2017 в 07:21

Bichen went where? Bichen went THERE.
Филифьонка_, Для Барышникова танец это вообще всегда способ передать некую мысль посредством движения, он делает тело инструментом передачи этой мысли ( не оторванной от эмоции, но усложнённой ею). Нуреев не в той степени владеет своим телом, чтобы решать подобные задачи.
Совершенно точно, что Нуреев такие задачи себе ставил, это было его кредо (как и Эрика). Он постоянно говорил, что "за каждым движением должна быть какая-то мысль", и хореографов своих доставал вопросами, "а что это значит, а что то". Это была одна из причин, почему ни он, ни Эрик не смогли работать у Баланчина - тот никому ничего не объяснял, "делай молча и всё".
Кроме того, на Рудольфа еще влияла система Станиславского, принятая в том числе и в советском балете. Он говорил например: "Я точно знаю, когда и при каких обстоятельствах Альбрехт впервые встретил Жизель". Что касается "Юноши", то вообще-то этот балет когда-то стал стартовым для самого Пети и для исполнителя главной роли - Жана Бабиле. Рудольф посмотрел съемки с ним, но когда Бабиле предложил его научить этой роли, отказался, потому что у него в голове уже была своя история, которую он хотел рассказать.
Но при том совершенно верно, что это история о нем и больше ни о ком. Как Баланчин говорил о Руди: "Всегда я, я, я, я прекрасный, я одинокий..." Барышников, и сам по складу другой человек, и уже выдрессированный на тот момент Баланичным, является частью картины, частью истории о чем-то, а у Рудольфа все, что есть на сцене, до последнего артиста кордебалета и детали декорации, становится его частью. Переводя на язык текста, у него всегда ПОВ, нет "всезнающего автора", нет онтологической точки зрения.
И то, что вам кажется Его танец - нечто более стихийное, эмоциональное, первобытное - по-моему, это и есть его дар, ощущение без-искусности, отсутствия искусства, "так оно и было". Только читая его биографии, понимаешь, какая на самом деле за этим стояла работа, в том числе и интеллектуальная.

То, что он говорит, с психологической точки зрения свидетельствует в первую очередь о сильно развитой критичной рефлексивности.
Это да ) Принц Датский же )

Имхо это сродни уайльдовскому : "но каждый, кто на свете жил, любимых убивал"
Самое время для моего любимого смайлика:

25.09.2017 в 07:34

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
Али4е, я не в том смысле, что Рудольф танцевал неосмысленно. Естественно, он мягко говоря работал над партиями ;) Я к тому, что Барышников вывел искусство балета принципиально на новый уровень, Бродский, не любивший балет, говорил о нем, что это не балет вообще, а метафизика тела. Нуреев условно говоря рассказывает историю того тела, которое имеет, он как бы ограничен им, он не может рассказать им вообще какую угодно историю. Для Барышникова тело как алфавит, из которого можно составить любые слова, или слова, из которых можно составить любой текст.
25.09.2017 в 07:56

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
Али4е, на всякий случай, я не к тому, что кто-то кого-то лучше... я имею в виду, что мне кажется, важно помнить, что Эрик, Рудольф и Барышников - три разных поколения в балете, триразных вехи... Как Нуреев вывел балет Пети на новый уровень, так и Барышников вывел на новый уровень по сравнению с Нуреевым...
25.09.2017 в 08:13

Bichen went where? Bichen went THERE.
Филифьонка_, Я к тому, что Барышников вывел искусство балета принципиально на новый уровень,
Да. только, наверное, не Барышников himself, а Баланчин, для которого Барышников стал идеальным инструментом, а Рудольф не стал, хотя и очень хотел.

на всякий случай, я не к тому, что кто-то кого-то лучше...
Конечно, не являясь специалистами и даже продвинутыми любителями, мы можем говорить только о своем восприятии. Для меня Нуреев "лучше", потому что он открыл для меня всю эту красоту, зацепил, поймал. А Барышников нет, когда я смотрела этот фильм с ним в 90-х. Но умом я понимаю, что это новый уровень, пост-нуреевский.
25.09.2017 в 08:38

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
Али4е, ну, Баланчин, конечно, влиял на Барышникова, но его влияние точно не было определяющим, вы посмотрите какие-нибудь современные работы Барышникова, мне кажется, вам будет интересно)
Это просто взлом мозга, какое-то другое измерение.

И для меня тоже Нуреев был тем, с кого началась любовь к балету, поэтому для меня он тоже "самый лучший", думаю, это много для кого так, но я и вправду люблю его очень, больше, чем кого-либо другого в балете ) Но я уверена, что сам Рудольф протестовал бы против того, что он "лучший", потому что балет так огромен, многомерен и прекрасен)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail