Bichen went where? Bichen went THERE.
Пытаюсь читать Мережковского "Леонардо да Винчи", вторую часть трилогии "Антихрист", но чувствую, что брошу. Насколько мне нравилась в юности третья часть, "Петр и Алексей" (хотя сейчас не знаю, как отнеслась бы к ней), настолько эта раздражает. Потому что я вижу там не Флоренцию 15 века, а русопятых тараканов Мережковского, которые в антураже петровской России смотрелись намного более уместно. Ну не ложится мне все это в хедканон об Италии той эпохи, сложившийся после пачки книг других авторов.
И вот из них хочу особенно выделить биографию Макиавелли Никколо Каппони, вещь, при всей своей серьезности, крайне доставляющую. Автор - флорентиец и даже якобы потомок сабжа, но даже если и нет, флорентиец он точно, и, собственно, героем его книги скорее является сам город, его особый дух, который так повлиял на историю мировой культуры. С точки зрения автора, Макиавелли был как раз ярчайшим представителем и выразителем "флорентийства", в том числе и своим "Государем". В общем, жили в этом городе люди очень заносчивые, наделенные особым, тонким и крайне ядовитым чувством юмора (чего явно не хватает Мережковскому) и любившие обращать на себя внимание, иногда любой ценой и даже себе в ущерб. Вот именно с этой целью, если верить автору, Макиавелли и писал свои произведения.
В книге обильно цитируются его письма, и личность предстает ужасно обаятельная; с таким человеком здорово шастать по кабакам и борделям, что он, кстати, весьма уважал. Автор доходит до утверждения о том, что Макиавелли всем своим успехам обязан только тем, что был хорошим другом и душой компании, вот, мол, друзья его и продвигали, но по-моему, он тут загоняется немного. Все-таки же Макиавелли вполне успешно справился с рядом непростых дипломатических миссий, пусть иногда и в своеобразной манере, и в теории военного дела скорее опережал свое время, чем отставал от него. Но дело даже не в этом, а в том, насколько его зловещая репутация не соответствует действительности, каким он был идеалистом и страстным патриотом своего города.
Что не удивительно, Флоренция рубежа 15-16 веков совершенно очаровательна, в основном благодаря людям, ее населяющим, о которых мы можем судить по приятелям и корреспондентам Макиавелли. Тема "итальянского порока" (который в самой Италии не зря называли "флорентийским") тоже не обойдена вниманием. Показался трогательным такой момент: Макиавелли, уже лишенный поста, живущий в бедности и унынии, проводит свое время то у старой знакомой куртизанки, пускающей его к себе по доброте душевной, то в лавке приятеля, практически открытого гея, где собираются такие же. Нет, Макиавелли-то был по женщинам, но гомофобией совершенно не страдал, как и большинство флорентийцев, а все потому, что каждый хотя бы раз, хотя бы в юности попробовал.
Короче говоря, после барочных содомитов меня таки понесло к ренессансным, а что поделать, они такие хорошие )

@темы: история, книги, военная история, Италия