Bichen went where? Bichen went THERE.
 =Reinette= приводила хорошую статью Глаголевой про Сирано де Бержерака, в которой, в частности, говорится о его любовном треугольник с поэтами-либертинами Шапелем и д'Ассуси.
Шапель сейчас совершенно забыт, а Пушкин, например, хорошо его знал и называл Вяземского "Шапель Андреевич" (интересно почему). В книжке Жана Бордонова "Мольер" нашла еще кое-что про него и д'Ассуси.

большие цитаты
Но вообще я полезла в книжку про Мольера совсем не за этим! А потому что перечитывала "Смешных жеманниц" и наткнулась на такую реплику Жодле:
"Я сам охотно сочинил бы стишок, да поэтическая жилка у меня немножко не в порядке по причине многочисленных кровопусканий, которым я за последнее время подвергался".
И сразу вспомнилось, как Лизелотта писала про Конде: мол, он оправдывал свое влечение к мужчинам тем, что с женщинами ничего не мог из-за частых кровопусканий.
Совпадение это или нет? Не уверена. Лизелотта явно повторяла расхожую байку, которая могла быть известна и в 1659 г., когда ставились "Жеманницы". Кроме того, Жодле изображает бывалого военного. Маскариль говорит: "Известно ли вам, сударыни, что виконт - один из славнейших мужей нашего времени? Вы видите перед собой лихого рубаку". И позже Жодле говорит: "Война - вещь хорошая, но, по правде сказать, в наше время двор мало ценит таких служак, как мы с вами". В 1658 с поражением под Дюнкерком Конде вместе с Испанией проиграл свою войну против Франции, то есть это была уже самая последняя и жирная точка на Фронде принцев. А Фронду принцев ведь затевали вот такие прециозницы и дамуазо, это был их стиль жизни и речи. Связи семейства Конде с отелем Рамбуйе хорошо известны.
С другой стороны, я не припомню, чтобы о чем-то подобном упоминалось в критике, тогда как про Дон-Жуана часто пишут, что это намек на Гиша, хотя сходство там только с лупой искать. Может быть, "я не могу сделать то-то, потому что мне пустили кровь", - это было нечто вроде фигурального выражения, означавшего гнилую отмазку? А немка-Лизелотта поняла его буквально.

@темы: история, Франция

Комментарии
06.05.2019 в 12:33

- А вот и сам Клеверхауз! Спаси нас, господи, и помилуй! (с.)
Может быть, "я не могу сделать то-то, потому что мне пустили кровь", - это было нечто вроде фигурального выражения, означавшего гнилую отмазку? А немка-Лизелотта поняла его буквально.
Очень похоже, что да))

Про Гиша - Дон Жуана. Гиш обычно среди прочих идёт: Вард, Лозен, Конти. Образ же собирательный.

Про статью Глаголевой. Для меня новостью стал сам Сирано, про Шапеля и д'Ассуси я знала. О последнем, например, писал Булгаков.
06.05.2019 в 13:10

Bichen went where? Bichen went THERE.
=Reinette=, Образ же собирательный
И Жодле, наверное, тоже собирательный. Петиметр-прециозник, бывший фрондер, ветеран Тридцатилетней войны.

О последнем, например, писал Булгаков.
Булгакова читала, конечно, но не запомнила тогда д'Ассуси.
06.05.2019 в 15:24

- А вот и сам Клеверхауз! Спаси нас, господи, и помилуй! (с.)
Али4е, Лизелотта писала про Конде: мол, он оправдывал свое влечение к мужчинам тем, что с женщинами ничего не мог из-за частых кровопусканий.
Фактически она его в пассивы записала))
06.05.2019 в 18:56

Bichen went where? Bichen went THERE.
=Reinette=, да, но скорее всего нечаянно )
Дочитала я книжку про Мольера. Конде Жеманниц на свой счёт совершенно не принял. А может, просто отморозился.
Насчёт Барона. Автор считает, что там чисто отцовские чувства. Но современники так не думали. И правда, этот их тройничок с Армандой странноватый какой-то.
06.05.2019 в 19:22

- А вот и сам Клеверхауз! Спаси нас, господи, и помилуй! (с.)
Али4е, не тройничок, а треугольник все-таки. И что странного? Она молодая, он молодой, оба актёры, играют влюбленную пару - вот и заигрались. Сплошь и рядом такое в театре и на съемочных площадках. Банальный актерский роман. Мольера жаль только в этой ситуации. Не верю, что у него с Бароном что-то было. Клевета скорее всего. Ему этого добра много доставалось от конкурентов и прочих недоброжелателей.
06.05.2019 в 19:30

Bichen went where? Bichen went THERE.
=Reinette=, так а почему Арманда тогда ревновала? Почему пощечину залепила Барону на репетиции в Сен-Жермене? С этого же все слухи и начались. Она ещё и выгнала его потом из Парижа на 4 года, так что Мольеру королевский указ понадобился, чтобы его вернуть.
06.05.2019 в 19:42

- А вот и сам Клеверхауз! Спаси нас, господи, и помилуй! (с.)
Али4е, потому что Мольер очень с ним носился. Но это же не обязательно означает, что он с мальчишкой спал)) Отцовские чувства, как по мне, достаточно внятное объяснение. Но для Арманды Барон сыночком не был.
У Мольера была возможность пуститься во все тяжкие гораздо раньше, ещё в компании Шапеля и его приятелей, но он ею не воспользовался.
06.05.2019 в 19:48

- А вот и сам Клеверхауз! Спаси нас, господи, и помилуй! (с.)
Насчёт Конде и кровопусканий. По идее, сил не должно было остаться вообще ни на что. Но все же на мужиков они остались)) Воистину гнилая отмазка))
06.05.2019 в 19:57

Bichen went where? Bichen went THERE.
=Reinette=, да я тоже не думаю, что он с Бароном спал. Автор книги вообще считает, что он и с Армандой-то уже не спал на тот момент, потому что был болен. Или, как Конде, переметнулся к мальчикам, потому что на женщин больше не было сил? )) Чудеса прямо какие-то ))
06.05.2019 в 20:07

- А вот и сам Клеверхауз! Спаси нас, господи, и помилуй! (с.)
Али4е, то-то и оно, что чудеса))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail